Региональный этап 2024-2025 всероссийской олимпиады школьников по обществознанию задания, ответы и решения для 9, 10, 11 класса. Данная олимпиада прошла у школьников 16, 17 января 2025 года. Предварительные результаты ВСОШ будут известны позднее. Критерии и решение опубликованы после заданий.
Задания и ответы для 10 класса
Задания и ответы для 11 класса
Оценивание качества выполнения участниками заданий первого и второго туров осуществляет жюри регионального этапа олимпиады в соответствии с критериями и методикой оценивания выполнения олимпиадных заданий, разработанных центральной предметно-методической комиссией, с учетом определения высшего балла за каждое задание отдельно, а также общей максимально возможной суммой баллов за все задания и туры.
1 тур задания олимпиады для 9-11 класса
https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2025/01/1tur-ob-olimpiada-2025.pdf
Региональный этап 2025 по обществознанию 9 класс
https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2025/01/zadanie-9klass-ob-region-2025.pdf
Региональный этап 2025 по обществознанию 10 класс
https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2025/01/zadanie-10klass-ob-region-2025.pdf
Региональный этап 2025 по обществознанию 11 класс
https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2025/01/zadanie-11klass-ob-region-2025.pdf
Задания и ответы для 9 класса
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, запишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу. 1.1. Гарантом Конституции РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. 1.2. Возрастные рамки молодежи в России определены 14–30 годами. 1.3. В перечень местных налогов с 1 января 2025 года вошел туристический налог. 1.4. Социальная эволюция предполагает тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности общества. 1.5. Понятие «политическая власть» уже, чем понятие «государственная власть».
2. «Форма государства». Швеция, Япония, Великобритания, Ватикан, Таиланд, Андорра. Перед вами страны, которые объединены, исходя из того, как формально организованы высшие органы власти. 2.1. Какой признак их объединяет? 2.2. В ряду есть государство, которое отличается от остальных. Выпишите его название и объясните свой выбор.
3. «Выборы муниципальных депутатов». Глеб Бизнесменов, которому 1 сентября 2024 года исполнилось 17 лет, очень хотел принять участие в выборах муниципальных депутатов 6–8 сентября 2024 года, поэтому в день проведения выборов он пришел на избирательный участок. Члены избирательной комиссии отказали ему в возможности проголосовать, так как он не достиг необходимого возраста. Возражая, Глеб заявил, что он уже полностью дееспособный, поэтому он понимает, что в свои 17 лет он не может избираться, но имеет право голосовать. 3.1. Как называется право гражданина участвовать в выборах, которое хочет реализовать Глеб? 3.2. Укажите возможное основание, по которому Глеб может быть полностью дееспособным.
4. «Получение паспорта». Кирилл Гражданкин, живущий в Иркутской области, 1 августа 2024 года достиг возраста 14 лет. По информации миграционной службы на 1 декабря 2024 года он не подал документы на получение паспорта гражданина Российской Федерации. 4.1. Может ли быть привлечен к ответственности за нарушение сроков получения паспорта Кирилл Гражданкин? Могут ли быть привлечены к ответственности родители Кирилла? 4.2. Для каждого из указанных субъектов поясните причину привлечения/не привлечения к ответственности.
5. «Издержки». Общие издержки фирмы заданы функцией ТС(Q) = Q2 +8Q + 16 ‚где Q — число произведённых единиц товара. Определите величину средних переменных издержек (руб.), если всего произведено 7 единиц товара? Для проведения расчетов представьте формулы.
6. «Цена». Спрос на товар описывается формулой Qd = 41000 – 400Р, предложение задано формулой Qs = 20000 + 300Р. 6.1. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж данного товара. Приведите необходимые формулы. 6.2. Определите, что произойдет на рынке, если государство установит цену на продукцию в размере 50 руб. Приведите необходимые расчеты.
8.1. Какой вывод можно сделать на основании того, что вы не смогли их отличить? 8.2. Какое свойство ИИ позволяет считать проверку заданий «кибернетическим наставником» объективной? Свой ответ кратко поясните. 8.3. Почему возможности «кибернетического наставника» для проверки творческих заданий олимпиады ограничены?
9.1. На основе анализа демографической пирамиды сделайте свой вывод об уровне и типе социально-экономического развития страны. 9.1.1. Анализ. 9.1.2. Вывод. 9.2. Какие экономические проблемы придется решать стране, анализ половозрастного состава которой приведен на диаграмме? Назовите ДВЕ такие проблемы. 9.3. Сформулируйте ДВЕ возможные меры государственной политики для решения сложившейся в стране демографической ситуации.
10. «Благодарность». Прочитайте приведённый отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и выполните задание. «Казарин Я думаю, мой друг, Что благодарность — вещь, которая тем боле Зависит от цены услуг, Что не всегда добро бывает в нашей воле! Вот, например, вчера опять Мне Слукин проиграл почти что тысяч пять, И я, ей-богу, очень благодарен, Да вот как: пью ли, ем иль сплю, Все думаю об нем». Или согласитесь, или опровергните суждение героя произведения о том, что «благодарность зависит от цены услуг». Приведите ДВА аргумента для обоснования вашей позиции.
11. «Остров в океане». Один из океанских островов разделен протекающей по нему рекой на две части — Западную и Восточную. Жители Западной части всегда лгут, а жители Восточной части всегда говорят правду. Через неделю на острове состоятся выборы президента. Жена одного из кандидатов в интервью местной радиостанции призналась: «Я поддерживаю кандидатуру своего мужа и живу в Западной части острова».
11.1. В какой части острова она живет? Аргументируйте свой ответ. 11.2. Поддерживает ли она кандидатуру своего мужа? Аргументируйте свой ответ. 12. «Социальная практика». Рассмотрите данные фотографии и выполните задания. 12.1. Определите социальную практику, являющуюся общей для всех представленных фотографий. 12.2. Все фотографии из подборки можно распределить на три группы в соответствии с видами представленной социальной практики. Для каждой группы фотографий укажите вид практики и ее адресата/реципиента. Свой ответ запишите в таблицу. 12.3. Среди представленных фотографий есть лишняя. Определите ее и объясните свой выбор.
13. «Продление здоровой жизни и долголетия». Ознакомьтесь с кратким описанием результатов социологического исследования и выполните задания. Летом 2024 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, посвященное отношению россиян к своему здоровью. Основной метод — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Полученные результаты данного исследования представлены на Рисунках 1, 2, 3.
13.1. Верно ли, что россияне разделяют народную мудрость, выраженную фразой «Береги здоровье смолоду»? Аргументируйте ответ, опираясь на данные опроса. 13.2. Можно ли на основании итогов исследования сделать вывод: «На оценку здоровья влияют материальные факторы»? Дайте ответ, аргументируя его данными, представленными в результатах опроса. 13.3. Если бы Вам предстояло донести до населения России информацию о способах поддержания здоровья, каким информационным каналом, опираясь на результаты исследования, Вы бы воспользовались? Свой ответ аргументируйте.
Задания и ответы для 10 класса
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, запишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу. 1.1. Максимальная сумма одной операции в системе быстрых платежей при переводах самому себе составляет 30 млн руб. в месяц. 1.2. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, является место жительства их законных представителей. 1.3. Понятие «апория» в философии означает противоречие, парадокс. 1.4. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций представителей разных народов называется аккультурацией. 1.5. Голосование через коллегию выборщиков не является примером представительной демократии.
2. «Форма государства». ЮАР, США, Бразилия, Казахстан, ФРГ, Италия, Греция, Швеция. 2.1. Назовите признак, который объединяет все перечисленные государства по форме, кроме одного, являющегося лишним. 2.2. Назовите лишнее, объясните свое решение. 2.3. Все представленные государства можно разделить на две группы, за исключением того, которое вы определили как лишнее. Проведите это разделение, указав название каждой группы. Свой ответ напишите в таблицу.
3. «Продажа доли ООО». Гражданин Бизнесменов, женившись на гражданке Красоткиной, учредил общество с ограниченной ответственностью «Бриллиант», где был единственным участником. Через 5 лет Бизнесменов принял решение о продаже 100% доли в уставном капитале ООО «Бриллиант» гражданину Доходову. 3.1. Чье согласие необходимо для совершения такой сделки, чтобы она была признана действительной? 3.2. В какой форме должна быть совершена сделка? Свой ответ обоснуйте.
4. «Игрушечный пистолет». Арсений Пищалкин взял у своего младшего брата игрушечный пистолет, который выглядел как настоящий. В вечернее время в безлюдном месте Арсений, угрожая этим пистолетом, совершил хищение мобильного телефона у гражданки Разговоркиной. 4.1. Какая форма хищения усматривается в действиях Пищалкина? 4.2. Изменится ли квалификация, если Разговоркина будет достоверно знать, что оружие ненастоящее?
5. «Равновесные значения». Объем спроса на товар задан формулой Qd = 2200 – 10 P, объем предложения — по формуле Qs = 1000 + 20 P. 5.1. Рассчитайте равновесные значения цены (руб.) и объема продаж (ед.). Приведите расчеты. 5.2. Что произойдет с количеством реализованного товара на рынке, если государство установит дотацию на производство товара в размере 15 руб.? Приведите решение. 5.1.1. Решение. 5.1.2. Ответ. 5.2.1. Решение. 5.2.2. Ответ.
7. «Три основных принципа». Прочитайте текст и выполните задание. Разработкой концепции правового государства занимались известные зарубежные и российские мыслители, среди которых Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Конфуций, И. Кант. Правовое государство строится на трех основных принципах — верховенство права, единовластие, незыблемость прав и свобод человека, которая подразумевает, что государственная власть выступает их естественным ограничителем. Выпишите ошибки, допущенные в тексте, и исправьте их.
12.1. Определите социальную практику, представленную на всех приведенных изображениях. 12.2. Все изображения из подборки можно распределить на три группы в соответствии с видами социальной практики, которую Вы определили. Для каждой группы изображений укажите вид практики и ее смысл. Свой ответ запишите в таблицу. 12.3. Среди представленных изображений есть лишнее. Определите его и объясните свой выбор.
Задания и ответы для 11 класса
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, запишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу. 1.1. Экономическая политика автаркии предусматривает использование бартерных операций без проведения расчетов в валюте. 1.2. В российском законодательстве не используется ценз оседлости. 1.3. Субурбанизация — процесс увеличения численности пригородных зон. 1.4. В марксистской теории классообразующим признаком выступает наличие собственности на средства производства. 1.5. Главной отличительной чертой политической деятельности является ее воздействие на все без исключения сферы жизни общества.
2. «Форма государства». Ватикан, Саудовская Аравия, Оман, Бруней, Куба. 2.1. Назовите признак, который объединяет все перечисленные государства по форме, кроме одного, являющегося исключением. 2.2. Назовите государство, которое вы определили как лишнее. 2.3. Объясните ваш выбор.
3. «Продажа доли». Во время брака супругами Зинаидой и Михаилом Добровыми была приобретена квартира. В процессе расторжения брака судом было вынесено решение о разделе этой квартиры между супругами в равных долях. Зинаида решила продать свою долю знакомому, Копейкину, у которого собранных денег хватает только на долю. 3.1. Кто должен быть извещен о предстоящей сделке? 3.2. Как называется право, реализация которого предусмотрена в извещении из вопроса 3.1.? 3.3. В какой форме должна быть заключена сделка между Зинаидой и Копейкиным?
4. «Подельники и квартира». Пятаков и Рублев договорились совершить хищение имущества из квартиры Десяткова. В назначенное время на машине Пятакова они подъехали к дому, где располагалась квартира Десяткова. Пятаков остался в машине, а Рублев пошел «на дело». Во время попытки открыть дверь квартиры Рублев был замечен соседкой по лестничной клетке, которая поинтересовалась, что он делает. Рублев ответил, что он ее новый сосед, купил квартиру у Десяткова и пока не совсем разобрался с ключами. Соседка, удовлетворенная ответом, удалилась в магазин. Рублев вскрыл квартиру и собрал в сумку все ценное, что нашел, и вернулся в машину. Подельники довольные гладко прошедшим делом отъехали от дома. 4.1. Какая форма хищения усматривается в действиях Пятакова и Рублева? 4.2. Кем являются Пятаков и Рублев с точки зрения института соучастия?
6. «Равновесие». Функция спроса определяется формулой Qd = 3000 – 40Р, функция предложения задана формулой Qs = 2100 + 50Р. 6.1. Вычислите равновесную цену (руб.) и равновесный объем продаж данного товара (ед.). Приведите расчеты. 6.2. Что произойдет с количеством реализованного товара на рынке, если государство установит налог на покупку товара в размере 9 руб.
Укажите, какие ответы он получил на каждый вопрос. 8.1. Какие основные функции может выполнять Эмоциональный Искусственный Интеллект (ЭИИ) во взаимодействии с пациентом, чтобы успешно пройти тест Тьюринга? Назовите ОДНУ из таких функций. 8.2. Какие задачи НЕ может решать Эмоциональный Искусственный Интеллект (ЭИИ) во взаимодействии с пациентом по сравнению с врачами людьми? Назовите ОДНУ из таких задач. 8.3. Есть ли какие-то потенциальные риски или недостатки использования роботов с Эмоциональным Искусственным Интеллектом (ЭИИ) в медицинской практике? Назовите ОДИН из таких рисков или недостатков. 9. Изучите данные диаграммы и выполните задания.
9.1. На основе анализа демографической пирамиды сделайте вывод об уровне и типе социально-экономического развития страны. 9.1.1. Анализ. 9.1.2. Вывод. 9.2. Какие экономические проблемы придется решать стране, анализ половозрастного состава которой приведен на диаграмме? Назовите ДВЕ такие проблемы. 9.3. Сформулируйте ДВЕ возможные меры государственной политики для решения сложившейся в стране демографической ситуации.
11.1. Определите, на каком из двух островов он проживает. Аргументируйте свой ответ. 11.2. Каково общее соотношение сторонников и противников переселения? Аргументируйте свой ответ. 12. «Социальные практики». Рассмотрите представленные изображения и выполните задания. 12.1. Одно из приведенных изображений имеет иную функцию, чем все остальные. Определите его и объясните свой выбор. 12.2. Определите общую функцию для всех остальных изображений. 12.3. Оставшиеся 9 изображений могут быть объединены в три равные группы. Объясните свой выбор. Ответ запишите в таблицу