Тема 18 тематическое профориентационное занятие Россия индустриальная добыча и переработка дата проведения 23 января 2025 год все материалы для 6 и 7 класса. Сценарий, презентация, видеоролик, плакат, интерактивное задание, рабочие листы и другие материалы для проведения классного часа 23 января в четверг конструктор будущего «Билет в будущее». Профминимум.
- Скачать план проведения
- Групповая работа раздаточный материал
- Игра-разминка «Добыча и переработка»
- Скачать оформление для занятия
- Скачать все материалы для занятия
Сценарий классного часа для 6-7 класса
https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2025/01/План-проведения-урока-6-7-класс-23-января-2025.pdf
Игра-разминка «Добыча и переработка»
https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2025/01/Игра-разминка-Добыча-и-переработка-6-7-класс.pdf
Групповая работа
Видеоролик о предприятии 6-7 класс
Подготовка к занятию
Для проведения занятия рекомендуется заранее разделить класс на 3–5 групп (рекомендуемое число участников в каждой группе — 5–8), подготовить материалы/слайды (например, «визитные карточки» и списки с подсказками для групповой работы), а также попросить обучающихся подготовить рабочие тетради, листы бумаги, карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария).
Введение
Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие посвящено одной из отраслей Индустриальной среды. Вы уже знакомы с этой средой, напомню, мы изучили одно из направлений — атомную промышленность. Давайте вспомним, какие ещё отрасли входят в Индустриальную среду. Ответы обучающихся. Верный ответ: тяжёлая промышленность, лёгкая промышленность, машиностроение, атомная промышленность, добыча и переработка. Слово педагога: Верно! Индустриальная среда — это основа нашей повседневной жизни. Именно она объединяет все этапы производства — от добычи сырья до выпуска готовой продукции. Сегодня мы подробнее познакомимся с одной из её важнейших отраслей. Попробуйте догадаться, с какой именно, если я скажу, что Россия занимает лидирующие позиции в мире по добыче нефти, газа, золота, алмазов и многих других полезных ископаемых. Ответы обучающихся. Верный ответ: Добыча и переработка полезных ископаемых.
Слово педагога: Молодцы! Запишите тему занятия: «Россия индустриальная: добыча и переработка». Если на предыдущих занятиях педагог и обучающиеся заполняли карту среды, то на данном занятии также необходимо заложить время на её заполнение. Возможный вариант слова педагога в случае заполнения карты — ниже. Слово педагога: Давайте дополним нашу карту Индустриальной среды, добавив другие ключевые отрасли, которые формируют экономику России, и вместе изучим, как они влияют на нашу жизнь. В течение занятия нас ждут интересные видеоролики и игровые задания, которые помогут лучше разобраться в теме. Мы поговорим о значении этой важной отрасли и востребованных в ней профессиях. А начнём с видеоролика, который поможет лучше понять тему. Смотрите внимательно, чтобы потом обсудить!
Текст видеоролика
Как вы думаете, что общего между жевательной резинкой, асфальтом и таблеткой аспирина? Не знаете? Давайте разбираться! Звучит неожиданно, но всё это создаётся с использованием нефти! Нефть — это не только топливо для автомобилей и заводов, но и основа для множества удивительных вещей. Из неё делают синтетическую одежду, свечи, медицинские изделия и даже некоторые пищевые добавки. И это лишь малая часть того, что создаёт добывающая промышленность. Но с чего всё начинается? С разведки! Геологи ищут месторождения полезных ископаемых — нефти, газа, горных пород, минералов или металлов. Им в этом помогают современные технологии и сложные геофизические исследования. Когда месторождение подтверждено, начинается добыча. Она проходит в шахтах, карьерах или на буровых платформах.
Здесь работают экскаваторы, буровые установки и транспортные системы. А ещё добывать полезные ископаемые можно не только на суше, но и в море с помощью нефтяных платформ. Затем наступает этап переработки. Сырьё превращается в полезные материалы и вещества: нефть становится бензином и пластиком, металлы выделяются из руды для производства машин и техники, уголь используется в энергетике. На каждом этапе работают высококлассные специалисты. Всё, что сейчас кажется привычным, — телефоны, электроника, бытовая химия — стало возможным благодаря труду специалистов в сфере добычи и переработки. Сегодня в добыче и переработке активно используют новейшие технологии. Искусственный интеллект помогает контролировать оборудование, а дроны обеспечивают безопасность на карьерах и в шахтах. Но перед отраслью стоят важные вопросы: как перерабатывать отходы, чтобы не загрязнять природу? Как сделать добычу полностью экологичной? Решения этих задач важны для будущего. Может быть, именно ваши знания и идеи помогут найти ответы и изменить мир к лучшему.
Игра-разминка «Добыча и переработка»
Слово педагога: Наше занятие только началось, а вы уже узнали несколько новых терминов, которые часто используются в сфере добычи и переработки. Это замечательно! Сейчас я предлагаю пополнить вашу копилку знаний ещё несколькими примерами. Нам поможет в этом небольшая игра. Механика игры: педагог выводит на экран слайды с вопросами и вариантами ответов. Задача каждой команды — по очереди дать верный ответ. Педагог может комментировать ответы, используя подсказки. Если вывести слайды нет возможности, педагог зачитывает вопросы и варианты ответов вслух, а команды отвечают. Верные ответы для педагога выделены жирным.
Групповая работа
Мы уже познакомились с некоторыми профессиями в сфере добычи и переработки и узнали, какие навыки и знания нужны для успешной работы в этих направлениях. А теперь настало время самим попробовать примерить на себя роль экспертов по профессиям. Механика игры: каждая команда выбирает одну профессию из области добычи и переработки. Обучающиеся могут выбрать профессиюиз предложенного списка, вытянув карточку. Задача обучающихся — создать креативные «визитные карточки» для выбранных профессий. На каждой такой карточке должны быть: название профессии, краткое описание обязанностей, необходимые навыки и знания, оборудование, которым пользуется специалист, и оригинальный слоган, который может привлечь внимание к этой профессии. Педагог раздаёт заранее распечатанные списки с подсказками по каждой категории, кроме слогана. Обучающиеся могут использовать их и добавлять свои варианты.
Если нет возможности распечатать материалы, педагог зачитывает вслух информацию по всем категориям, а команды записывают на листах бумаги только то, что подходит для выбранной ими профессии. Затем каждая группа представит свою профессию перед классом и группы обменяются визитными карточками. Если хватает времени, обучающиеся могут задавать вопросы группе, которая презентует профессию. Слово педагога: Сейчас мы устроим настоящую ярмарку профессий. Каждая группа подготовит визитную карточку для выбранной специальности. В вашей карточке должно быть указано название профессии, краткое описание обязанностей, необходимые навыки и знания, оборудование, с которым работает специалист, и оригинальный слоган, чтобы привлечь внимание. Для помощи у вас будут подсказки, которыми вы можете воспользоваться, но старайтесь не ограничиваться ими — приветствуется креативный подход! Обратите внимание, что примеров слоганов среди подсказок нет — их лучше вас никто не придумает. Также будет здорово, если вы укажете, как именно специалист использует выбранное оборудование. После подготовки каждая команда представит свою карточку профессии. Первый пример такой карточки мы сейчас разберём с вами вместе.
Подведение итогов. Рефлексия
Ребята, давайте подведём итоги нашей работы. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями: что вам больше всего запомнилось или понравилось? Какие новые профессии вы узнали? Чем они вас заинтересовали? Ответы обучающихся. Слово педагога: Здорово! На наших занятиях мы так или иначе стараемся представить себя на месте специалистов, чтобы понять, будет вам интересно работать в этой сфере или нет. Представьте, что у вас появилась возможность один день поработать в сфере добычи и переработки. Чем бы вы хотели заниматься? Какие рабочие задачи выполнять? Почему? Ответы обучающихся. Слово педагога: Важно помнить, что даже если сегодня вы просто попробовали себя в новой роли, это уже шаг к тому, чтобы лучше понять свои интересы и возможности!
Итоговое слово педагога
Ребята, спасибо за вашу активную работу! Сегодня вы узнали, насколько важна сфера добычи и переработки и какой огромный труд стоит за извлечением ресурсов, которые мы используем в повседневной жизни. Эта отрасль обеспечивает нас необходимыми материалами и технологиями — без неё даже простая запись карандашом была бы невозможна. Если вам понравилась эта тема, попробуйте изучить её глубже на дополнительных занятиях и в кружках. Если будет возможность, посетите музеи, которые рассказывают о добыче полезных ископаемых и минералах.
Например, Горный музей в Санкт-Петербурге, Музей геологии и минералогии в Екатеринбурге или Государственный геологический музей имени Вернадского в Москве. Впереди нас ждут новые занятия, новые специализации и новые направления. Кстати, друзья, у вас уже есть возможность оценить свои способности с помощью дополнительных диагностик! Доступны диагностики «Естественно-научные способности» и «Технические способности». Изучайте все возможности, которые вас окружают! Увидимся на следующих занятиях! Спасибо!