Тема 18 тематическое профориентационное занятие Россия индустриальная: добыча и переработка дата проведения 23 января 2025 год все материалы для 8 и 9 класса. Сценарий, презентация, видеоролик, плакат, интерактивное задание, рабочие листы и другие материалы для проведения классного часа 23 января в четверг конструктор будущего «Билет в будущее». Профминимум.
Групповая работа «Заполни пропуски»
Слайд способы добычи полезных ископаемых
Слайд «УГСН (добыча и переработка)»
Скачать оформление для занятия
Скачать все материалы для занятия
Сценарий внеурочного занятия для 8-9 класса
https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2025/01/сценарий-8-9-класс-23-января-2025.pdf
Групповая работа «Заполни пропуски»
Слайд способы добычи полезных ископаемых
Слайды с ребусами
https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2025/01/Слайды-с-ребусами-8-9-класс-23-января-2025.pdf
Видеоролик о предприятии 8-9 класс
Подготовка к занятию
Для проведения занятия рекомендуется заранее подготовить материалы/слайды, разделить класс на три группы, а также попросить обучающихся подготовить карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария)
Введение
Приветствую вас, дорогие друзья! Представьте себе, в недрах нашей страны находятся огромные запасы полезных ископаемых — нефти, газа, угля и многих других ресурсов. Именно благодаря этим богатствам Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Если на предыдущих занятиях педагог и обучающиеся заполняли карту среды, то на данном занятии также необходимо заложить время на её заполнение. Возможный вариант слова педагога в случае заполнения карты — ниже. Слово педагога: Как вы помните, на одном из предыдущих занятий мы обсуждали с вами важность атомной промышленности, а теперь настало время расширить нашу карту Индустриальной среды и рассмотреть другие ключевые отрасли, которые формируют экономику нашей страны.
Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по одной из самых интересных и важных, но не самых простых отраслей в Индустриальной среде, а именно речь пойдёт о добыче и переработке полезных ископаемых. Как бы вы описали простыми словами, что такое добыча и переработка? Ответы обучающихся. Возможные ответы: Добыча — это когда мы берём полезные ископаемые из земли, например, нефть или уголь. А переработка — это когда мы превращаем эти ископаемые во что-то полезное, например в бензин или пластик. Добыча — это как копать землю, чтобы найти что-то ценное, например, металлы или газ. А переработка — это когда мы используем эти материалы, чтобы создать новые продукты или улучшить старые.
Слово педагога: Молодцы! Каждый из вас по-своему прав. На сегодняшнем занятии мы с вами подробно рассмотрим, как происходит этот удивительный процесс. Мы познакомимся с современными технологиями, которые помогают нам добывать и перерабатывать ресурсы, а также узнаем о том, какие трудности стоят перед этой отраслью. Запишите, пожалуйста, в свои рабочие тетради тему сегодняшнего занятия — «Россия индустриальная: добыча и переработка». Давайте же начнём знакомство с секретами этой отрасли! Внимание на экран!
Игра-разминка
Абсолютно верно, в России добыча и переработка полезных ископаемых играют ключевую роль в экономике страны. Эта отрасль охватывает широкий круг процессов, начиная от извлечения ресурсов из глубин земли до их переработки в готовую продукцию. Однако когда речь идёт о добыче полезных ископаемых, важно знать, что существуют два основных способа: открытый и закрытый. Как бы вы описали что такое открытый, а что такое закрытый способ добычи полезных ископаемых? Попробуйте сформулировать своими словами. Ответы обучающихся. Возможные ответы обучающихся: Открытый способ — это когда полезные ископаемые извлекают из земли с поверхности. Закрытый способ, наоборот, используется, когда ресурсы находятся глубоко под землёй. Когда говорят об открытой добыче, это значит, что ресурсы находятся близко к поверхности и их можно легко достать. А закрытая добыча — это когда нужно углубляться в землю через шахты. Это более сложный процесс, который требует много технологий.
Открытая добыча — это когда мы видим, как выкапывают ресурсы прямо на поверхности. А закрытая добыча — это когда всё происходит под землёй и нужно много специального оборудования. Слово педагога: Отличные ответы! Своими словами вы попробовали сформулировать не самые простые процессы этой отрасли. Педагог показывает слайд «Способы добычи полезных ископаемых» с определениями открытого и закрытого способов добычи. Слово педагога: Зафиксируйте, пожалуйста, эти определения в своих рабочих тетрадях. Педагог даёт обучающимся немного времени на запись материала. Далее педагог предлагает сыграть в небольшую игру-разминку, где задача обучающихся — определить какой из ресурсов каким образом добывается. Например, педагог демонстрирует слайд с названием и картинкой золота, а обучающиеся должны по поднятой руке ответить, к какому способу добычи относится данный ресурс — к открытому или к закрытому.
При необходимости педагог сразу может скорректировать ответы по подсказке для педагога. Слово педагога: А теперь давайте подробнее рассмотрим эти два метода на настоящих примерах, и чтобы понять, что к чему, сыграем в одну быструю игру. Ваша задача — определить, какой вид добычи (открытый или закрытый) у тех ресурсов, которые будут изображены на слайдах. Ответы принимаются только по поднятой руке. Итак, поехали! Педагог по очереди демонстрирует слайды презентации «Полезные ископаемые». Обучающиеся поднимают руки и дают ответы. После каждого правильного ответа педагог показывает следующий слайд — с ответом. Если демонстрировать слайды нет возможности, педагог обозначает задание: указать подходящий способ добычи полезного ископаемого — открытый или закрытый, зачитывает задания вслух и дожидается ответа обучающихся.
Обсуждение ролика
Друзья, что нового вы узнали из видеоролика о работе на этом предприятии? Какие задачи или технологии показались вам особенно значимыми для отрасли? Поделитесь своими мыслями. Ответы обучающихся. Слово педагога: Друзья, если вас заинтересовала эта сфера, образование в области добычи и переработки открывает множество возможностей! Вы можете работать на крупных предприятиях, заниматься научными исследованиями или разрабатывать новые технологии для более эффективной добычи и переработки ресурсов. В следующем видеоролике подробно рассмотрено, как выбрать своё направление в этой области, какие шаги предпринять для достижения успеха и какие перспективы ждут вас в этих важных и востребованных профессиях. Внимание на экран!
Групповая работа «Заполни пропуски»
Класс разделён на три команды. Педагог раздаёт каждой из команд комплект материалов для игры и демонстрирует слайд с вариантами ответов. Комплект состоит из двух листов на каждую команду. Задача обучающихся — заполнить пропуски по каждой профессии, используя предлагаемые ответы. Бурные обсуждения внутри команд приветствуются. Таким образом обучающиеся познакомятся с различными профессиями данной отрасли, а также с профессионально важными качествами и навыками. В случае, если нет возможности показать слайд и распечатать раздаточные материалы, педагог записывает на школьной доске варианты ответов, а затем по очереди зачитывает задания и наводящие вопросы, которые подскажут обучающимся верные ответы. Обучающиеся должны записывать на листах бумаги только номера вопросов и выбранные ответы. В этом случае побеждает та команда, которая допустила меньше ошибок и/или быстрее ответила на последний вопрос.
Подведение итогов
Слово педагога: Друзья, вы отлично поработали, а теперь представьте, что вы один день можете попробовать свои силы в области добычи и переработки. Какие профессии показались вам наиболее интересными и почему? Ответы обучающихся. Слово педагога: Какие образовательные пути и предметы вы считаете полезными для будущей работы в этой отрасли? Ответы обучающихся. Слово педагога: Зафиксируйте, пожалуйста, свои мысли в рабочие тетради. Педагог даёт обучающимся немного времени на запись. Слово педагога: А теперь давайте немного повеселимся, отвлечёмся от сложных вопросов! Разгадайте ребус, внимание на слайд! Бурные обсуждения приветствуются! Педагог демонстрирует слайд с первыым ребусом. Если показать слайд нет возможности, эта механика не проводится. Если педагог понимает, что остаётся свободное время, то можно загадать второй ребус. Ответы обучающихся. Подсказка для педагога. Верные ответы: Ребус № 1 — ископаемое; Ребус № 2 — скважина.
Итоговое слово педагога
Дорогие друзья, наше увлекательное занятие подошло к концу, а это значит, что пришло время подвести итоги. Только представьте, какие возможности открываются перед вами! Вы можете стать инженерами, геологами, экологами или нефтехимиками — все эти профессии играют важную роль в развитии добычи и переработки. Возможно, именно вы станете теми специалистами, которые найдут новые решения для переработки ресурсов или придумают, как сделать добычу более экологичной. Не бойтесь мечтать и исследовать! Кстати, у вас уже есть возможность оценить свои способности с помощью дополнительных диагностик: доступны диагностики «Естественно-научные способности» и «Технические способности». Благодарю вас за сегодняшнюю активную работу на занятии! До скорых встреч!