Человек в мире природы: покоритель или сотворец? Итоговое сочинение ЕГЭ



Готовые примеры итогового сочинения 2024-2025 на тему человек в мире природы: покоритель или сотворец? Проверенное сочинение с аргументами и примерами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска к ЕГЭ 2025 соответствует критериям проверки.

Итоговое сочинение ЕГЭ

Природа несоизмеримо больше и сильнее человека, потому что является его праматерью и источником всех его жизненных благ. Покорить ее полностью невозможно в силу объективных физических законов, которым подчинено все живое. Но люди могут попытаться творить вместе с ней и выступать в роли созидателей. Именно эта линия поведения соответствует нашим глубинным потребностям, что доказывают многочисленные литературные примеры.

Обратимся к повести А.И. Куприна «Олеся«. Автор представил две точки зрения на роль человека в природе. Первую представляют жители Полесья. Они хотят подчинить себе окружающий мир. Герои охотятся, засевают все больше земель, вырубают деревья, отнимая у леса то, что он копил столетиями. Взамен они не дают ничего, даже не хотят лучше изучить свою среду, за что расплачиваются довольно дорого. Их посевы уничтожаются градом. Люди теряют ориентацию в лесу, далеко не все из них возвращаются домой живыми. Выходит, что покорить стихию не получается, несмотря на все старания. Но есть и другая точка зрения, которую представляют Олеся и ее бабушка. Героини живут в гармонии с природой, извлекают мудрость из близости с нею. Они относятся к ресурсам бережно, с умом. Они помогают животным, подкармливают и лечат их, собирают травы, но столько, сколько им нужно, без излишком и перепотребления. Поэтому у них всего вдоволь, контакт с цивилизацией они свели к минимуму. Их стратегия в долгосрочной перспективе более эффективна.

Еще один убедительный пример представил А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница«. Главная героиня стала учительницей в отдаленном селе Хошутово, где местные жители вели неравную борьбу со стихией. В этой местности царил один лишь песок. Там ничего не росло, не было воды, поэтому обитатели пустыни бедствовали и никакими науками не интересовались. Мария решила переделать школьную программу и подстроить ее под нужды селян. В результате ей и ее слушателям удалось достичь первых побед — заселить бесплодную землю устойчивыми растительными культурами, что помогло решить проблему с топливом и водой. Но успех творцов привлек покорителей: кочевники из других мест все срубили и украли. Они думали, что могут черпать из лона природы все, что там нашлось, и ничего не давать взамен. Они и не предполагали, сколько знаний и труда вложено в эти чахлые деревца. Этот пример показывает, что покоритель безответственно относится к ресурсам, поэтому разрушает все на своем пути. А творец готов созидать и восстанавливать баланс, поэтому его стратегия результативна.

Таким образом, человек в мире природы — это сотворец, а не покоритель. Во-первых, потому, что подчинить окружающий мир невозможно, не уничтожив его основ. Во-вторых, из-за того, что ресурсы конечны и ограничены, их необходимо пополнять, а для этого нужно созидание.

2 сочинение ЕГЭ для 11 класса

Человек всегда был частью природы, источником вдохновения и мудрости. С древних времен люди зависели от природы для выживания и развития. Они строили свои дома из её материалов, питались её продуктами и извлекали силу из её красоты. Однако с течением времени отношения между человеком и природой изменились. С развитием технологий и научных открытий, человек стал всё более покорителем природы, чем сотворцом. В данном сочинении я хотел бы рассмотреть оба аспекта человеческого воздействия на природу с помощью двух аргументов из литературных произведений.

В качестве первого аргумента приведем произведение английского писателя Уильяма Голдинга «Повелитель мух».

В этой книге рассказывается история о группе школьников, оказавшихся на необитаемом острове после крушения самолета. В условиях дикой природы дети быстро теряют цивилизованные нравы и превращаются в жестоких и безжалостных существ. Они начинают охоту на диких животных, устраивают войны и разрушают окружающий мир. Главный герой, мальчик по имени Ральф, пытается сохранить остатки человечности и цивилизованности, но его усилия терпят неудачу. В конце концов дети самостоятельно разрушают свою обитель, пытаясь уничтожить друг друга.

Это произведение иллюстрирует, как человек может стать покорителем природы, если он теряет свою связь с окружающим миром и забывает о своей ответственности перед ним. Голдинг показывает, что человек, лишенный моральных принципов и этических ценностей, способен превратиться в животное, порождая насилие и разрушение вокруг себя. Таким образом, в данном случае человек является покорителем природы, который использует свою силу и власть для угнетения и уничтожения других видов. В качестве второго аргумента можно привести произведение русского писателя Льва Толстого «Анна Каренина». В этом романе главная героиня, Анна Каренина, сталкивается с проблемой выбора между своими чувствами и общественными нормами. Она влюбляется в офицера Вронского, но их страсть приводит к краху её семьи и собственной гибели. Толстой описывает конфликт между индивидуальными желаниями человека и социальными ограничениями, которые иногда противоречат друг другу.

В данном случае человек не является покорителем природы, а скорее сотворцом, который воздействует на окружающий мир своими действиями и выборами. Анна Каренина не просто принимает участие в сложных обстоятельствах своей жизни, но и создаёт их сама своими решениями. Она стремится к счастью и любви, несмотря на то, что это приводит к неизбежным последствиям. Толстой показывает, что человек способен не только подчиняться природе и обстоятельствам, но и творчески воздействовать на них, изменяя их своими действиями и решениями.

Таким образом, мы рассмотрели два аспекта взаимодействия человека и природы: как покорителя и как сотворца. Произведения Уильяма Голдинга «Повелитель мух» и Льва Толстого «Анна Каренина» прекрасно демонстрируют эти две стороны человеческой природы и его воздействия на окружающий мир. Важно помнить, что человек обладает свободной волей и способен выбирать свой путь в жизни, взаимодействуя с природой не только как покоритель, но и как сотворец.

3 сочинение ЕГЭ с аргументами

Человек и природа ‐ популярная тема для обсуждения. Одни люди считают, что человек благодаря разуму является венцом природы, поэтому имеет право ее использовать так, как ему захочется. Другие же величают природу и отводят человеку роль сотворца.

Я считаю, что человек в мире природы является и покорителем, и сотворцом одновременно, хоть и в различной степени в разные исторические периоды.

Человек часто взаимодействует с природой, чтобы приспособить ее к своим потребностям и желаниям. Покоритель использует природные ресурсы, создает инфраструктуру, меняет ландшафты и формирует города. Безусловно, это оказывает влияние на окружающую среду и биологическое разнообразие, иногда с негативными последствиями.

Однако человек также является сотворцом, потому что его интеллектуальные, творческие и технологические возможности позволяют ему изменять и улучшать мир вокруг себя. Человек разрабатывает новые технологии, создает природные заповедники для сохранения экосистем и видов. Также человек способен на созидательную деятельность с целью уменьшения ущерба, причиненного природными бедствиями или человеческим вмешательством.

Многие люди признают, что необходимо достигнуть баланса между покорением и сотворением, чтобы сохранить природу и обеспечить благополучие для всех живых существ.

Человек должен разумно и ответственно взаимодействовать с природой, чтобы защитить ее ресурсы, сохранить ее красоту и поддерживать биологическое разнообразие. Для этого необходимо осознать взаимозависимость между человеком и природой. Итак, человек в мире природы может быть и покорителем, и сотворцом, но важно стремиться к сбалансированному подходу, чтобы обеспечить гармонию и долгосрочную жизнеспособность как для людей, так и для окружающей среды. Художественная литература богата на примеры, которые иллюстрируют различные аспекты взаимодействия человека с природой.

Тема поднимается в рассказе Андрея Платонова «Песчаная учительница». Главная героиня приезжает работать учителем географии в отдалённое от цивилизации село. Здесь она видит, как местные жители безуспешно борются со стихией. Дело в том, что вся их территория находится в песке, а значит там почти нет растительности и воды. Учительнице стало жаль людей, и она смогла добиться изменений в школьной программе с учетом нужд жителей. Благодаря знаниям и прогрессивному подходу молодого учителя жители села учатся гармонично жить в мире природы и быть сотворцами. Как результат село понемногу ожило, люди стали выращивать растения и т.п. Однако их успех был недолгим, ведь пришли кочевники и опустошили деревню, считая, что имеют право просто брать природные дары, ничего не предлагая взамен. Они являются примером неразумных покорителей, которые просто «грабят» природу, не думая, что ее ресурсы не безграничны. В результате они сами страдают от своего эгоизма. Больше всего меня поразил в рассказе образ самоотверженной учительницы, которая ставит интересы людей выше своих интересов.

Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть и покорителем, преодолевая природные преграды, и сотворцом, воплощая свои идеи и стремления. Но главное помнить, что лучших результатов человек добивается только тогда, когда живет в гармонии с природой.

Оцените статью
Добавить комментарий