Готовый план работы школы на 2023-2024 с одаренными детьми мероприятия по выполнению программы «Одаренные дети» на 2023-2026 г.г.
План работы с одаренными детьми на 2023-2024
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними.
Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности. Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, муниципальных и региональных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.
Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов, психолого-педагогических семинаров ходе которых обозначались направления работы коллектива по реализации программы «Одарённые дети». Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.
Признаки одаренности проявляются в его реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу, поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Из вышеизложенного следует, что реализация Программы должна быть поэтапной. Программа «Одаренные дети» рассчитана на 3 года: с 2023 по 2026 годы.
Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2023- 2024 учебном году. Он включает в себя:
- создание и организацию деятельности координационного совета;
- создание нормативно-правовой базы;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
- изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей,
- анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных
- учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования,
- общественных объединений;
- организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
- разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап – организационно-практический этап реализации (2023-2025 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
- отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка; отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
- углубление практической подготовки по проблеме одаренных детей;
- методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование
- профессионального мастерства педагогов;
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
- пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных
- образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
- психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Третий этап – рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический этап реализации (2025-2026 гг.) На этом этапе предполагается:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
- анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях школы;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.