Реальный вариант с ЕГЭ 2023 по биологии задания и ответы



Вариант с реального ЕГЭ 2023 по биологии основная волна, который прошёл у 11 класса 13 июня 2023 года, вариант заданий с ответами и решением для ознакомления и подготовки к экзамену ЕГЭ 2024 года.

Ссылка для скачивания варианта: скачать

Видео решение и разбор варианта

Задания и ответы с варианта

1. Рассмотрите таблицу «Биология – комплексная наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин. Выведение новых высокоурожайных сортов культурных растений.

2. В эксперименте исследователь изучал изменение химического состава пищи в процессе её переваривания в ротовой полости человека при длительном ее пережевывании. Как в ходе этого процесса изменится количество жиров и полисахаридов, входящих в состав потреблённой пищи? Для каждого показателя определите соответствующий характер его изменения:

  • 1) увеличится
  • 2) уменьшится
  • 3) не изменится

3. Сколько молекул иРНК участвует в биосинтезе фрагмента полипептида, состоящего из 58 аминокислот? В ответе запишите только соответствующее число.

4. Сколько разных фенотипов получится у потомства при скрещивании гетерозиготной самки дрозофилы с серой окраской тела и самца с черной окраской тела при полном доминировании? Ответ запишите в виде числа.

5. Каким номером на схеме обозначен кодон?

6. Установите соответствие между характеристиками и молекулами, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) содержит азотистое основание тимин
Б) служит матрицей при синтезе полипептидов
В) присоединяет аминокислоту
Г) содержит антикодон
Д) является матрицей для синтеза
рибонуклеиновых кислот
Е) является комплементарной копией гена

7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже мутаций относят к генным?

  • 1) укорочение плеча хромосомы
  • 2) изменение состава триплета в ДНК
  • 3) изменение плоидности клетки
  • 4) потеря нуклеотида
  • 5) удвоение участка хромосомы
  • 6) замена аденина на тимин

8. Установите последовательность действий исследователя при повторении скрещиваний, проведенных Т. Морганом. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) анализирующее скрещивание гибридного потомства
  • 2) получение кроссоверных и некроссоверных групп в F2
  • 3) получение единообразного потомства
  • 4) определение расстояния между генами
  • 5) скрещивание гомозиготных родительских особей

9. Каким номером на рисунке обозначена структура, содержащая проток ядовитой железы?

11. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для изображенного на рисунке водного растения?

  • 1) расположение устьиц на верхней поверхности листьев
  • 2) отсутствие корней
  • 3) формирование плодов
  • 4) наличие таллома или слоевища
  • 5) ветроопыление
  • 6) двойное оплодотворение

12. Установите последовательность расположения систематических групп растения, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) Злаковые
  • 2) Цветковые
  • 3) Костер
  • 4) Костер безостый
  • 5) Растения
  • 6) Однодольные

13. Каким номером на рисунке обозначено стекловидное тело?

14. Установите соответствие между характеристиками и видами зрительных рецепторов сетчатки, обозначенными на рисунке выше цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) являются рецепторами сумеречного зрения
Б) преобладают по численности
В) сконцентрированы в жёлтом пятне
Г) при дисфункции вызывают дальтонизм
Д) обеспечивают цветовое восприятие предметов

15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Что характерно для естественного иммунитета человека?

  • 1) вырабатывается после введения человеку ослабленных микроорганизмов
  • 2) обеспечивается в результате перемещения антител из крови матери в кровь плода
  • 3) вырабатывается после инъекции токсинов в организм человека
  • 4) формируется после введения человеку сыворотки
  • 5) передается из поколения в поколение по наследству 6) вырабатывается после перенесения человеком инфекционного заболевания

16. Установите последовательность процессов, происходящих в выделительной системе человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  • 1) опорожнение мочевого пузыря
  • 2) движение мочи по мочеточникам
  • 3) фильтрация крови в капсулах нефронов
  • 4) поступление в кровь воды и глюкозы из извитых канальцев
  • 5) поступление мочи в почечную лоханку
  • 6) поступление мочи в мочевой пузырь

18. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие физиологические адаптации для выживания в засушливых местах обитания существуют у млекопитающих?

  • 1) формирование длинных передних конечностей
  • 2) выделение слизи на поверхности кожи
  • 3) обильное развитие потовых желёз
  • 4) удлинённая носовая полость с узким носовым проходом
  • 5) интенсивная реабсорбция воды в почках
  • 6) крайнее обезвоживание фекалий

20. Установите последовательность детритной пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) землеройка
  • 2) перьевой клещ
  • 3) сова
  • 4) жук-скарабей
  • 5) коровий навоз

21. Рассмотрите рисунок с изображением правой половины сердца человека и заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

22. Проанализируйте таблицу “Показатели тестирования двигательных возможностей юношей с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) и здоровых сверстников”. Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  • 1) Быстрота реакции у юношей с ДЦП хуже более чем в 2 раза по сравнению с их здоровыми сверстниками.
  • 2) Занятия лечебной физкультурой помогают эффективнее развивать двигательные качества.
  • 3) Юношам с ДЦП постоянно необходима посторонняя помощь.
  • 4) У юношей с ДЦП двигательные качества развиты слабее относительно здоровых сверстников.
  • 5) Лучше всего у юношей с ДЦП развита координационная способность.

23. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая – независимой (задаваемой)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля* в этом эксперименте. С какой целью необходимо осуществлять такой контроль? *Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию с сохранением всех остальных условий.

24. При значительном учащении дыхания развивается респираторный алкалоз (увеличение свыше 7,45 значения рН крови). За счёт чего происходит увеличение значения pH крови? К каким последствиям может привести алкалоз? Какой защитный механизм существует в организме млекопитающих (в том числе человека) для поддержания постоянства рН внутренней среды?

25. Какая структура сердца человека обозначена на рисунке вопросительным знаком? Какова особенность её строения и где она расположена? В чём заключается функция этой структуры? В каких состояниях находится данная структура в момент систолы желудочков и момент общей диастолы сердца?

26. Нерест у рыбы нерки (Oncorhynchus nerka) сопровождается демонстрацией характерного танца и специфическими вибрациями. Во время изгибов тела и дрожания самец и самка производят колебания с определённой частотой. В каком органе находятся рецепторы, с помощью которых самец и самка воспринимают сигнал? К какой группе по характеру раздражителя относятся эти рецепторы? Будет ли самец проявлять нерестовое поведение, если к нему подсадить самку близкого вида, которая демонстрирует аналогичный танец и имеет в 2 раза больший размер тела? Ответ поясните. Укажите условие местообитания рыб, для которых эти рецепторы являются основными при ориентации в пространстве?

27. На рисунке изображены формы клюва у представителей разных видов семейства цветочниц, обитающих на Гавайских островах. Укажите последовательность процессов, которые привели к формированию многообразия форм клюва с позиции современной синтетической теории эволюции. Как называется такая форма направленной эволюции? Чем она характеризуется?

28. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется открытая рамка считывания. Фрагмент конца гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая)). 5’-ТАЦТАЦГТАТГАГТЦГТААГТАЦГ-3’ 3’-АТГАТГЦАТАЦТЦАГЦАТТЦАТГЦ-5’ Определите иРНК и верную открытую рамку считывания. Найдите последовательность аминокислот во фрагменте конца полипептидной цепи. Известно, что итоговый полипептид, кодируемый этим геном, имеет длину более четырёх аминокислот. Укажите последовательность этапов решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

29. При скрещивании растения томата со сложными соцветиями, опушёнными плодами и растения с простыми соцветиями, гладкими плодами всё потомство получилось с простыми соцветиями, опушёнными плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 8% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними, определите тип наследования генов указанных выше признаков.

Оцените статью
Добавить комментарий